Главная » Статьи » Мои статьи |
Как-то совсем незаметно пробежали 5 лет нашей жизни в Чехии, и вот наша семья уже стоит на пороге нового этапа - получения ПМЖ. Для того, чтобы его получить нужно для начала сдать экзамен на знание чешского языка на уровне А1. Забегая вперёд скажу, мы с супругой в субботу, 13 сентября, благополучно его сдали. Сын, т.к. он учится здесь, от экзамена освобождается, что в общем-то логично. Соблюдая традицию моего сайта делиться опытом переезда и жизни моей семьи в Чехии для тех, кто идёт по нашим следам (а таких за время существования сайта набралось не мало), на этот раз я расскажу подробно о процедуре сдачи этого экзамена. По горячим следам, как говорится. Первое, что нужно сделать – это получить в полиции по делам иностранцев специальный ваучер (poukaz na bezplatnou zkoušku z českého jazyka), т.е. направление на сдачу экзамена. Мы его взяли заранее, ещё в феврале, когда получали очередное продление нашего ВНЖ с тем, чтобы лишний раз сюда за ним не приходить. Если же вы идёте специально в полицию за ваучером, долго ждать в очереди вам не придётся. Нужно просто подойти к окошку информации, сказать, что вы пришли за ваучером, вас запустят быстро. Ваучер даётся только один раз. Чешское государство предоставляет всем иностранцам бесплатно сдать экзамен на знание чешского языка, но только с первой попытки. При неудаче придётся за повторную сдачу платить из своего кармана 1 500 чешских крон. Но не будем о грустном, нужно готовиться и стараться сдать с первой попытки, тем более что багаж знаний языка за 5 лет, как ни крути, должен быть как минимум на этом требуемом уровне. К ваучеру прилагается тонкая брошюра для подготовки (но там задания даны для примера совсем уж примитивные), список документов для подачи на ПМЖ и список школ, которым дано право принимать гос.экзамен чешского языка. Так как все наши знакомые сдавали в языковой школе на ул.Školská в Праге, мы не сомневались в своём выборе места сдачи экзамена. Записывались туда заранее, примерно за 2 месяца. Записаться можно прямо на сайте школы. Не позднее, чем за 5 дней до дня экзамена, необходимо лично явиться в школу и подтвердить своё участие, с собой нужно иметь ваучер и паспорт. Ваучер они забрали, записали нас и выдали бесплатно брошюру (более подробную с массой примеров) с дисками для подготовки к экзамену. Моделовую версию экзамена можно также пройти на специальном сайте. И брошюры, и диски, и эту моделовую версию мы прошли, что называется, от корки до корки. Надо сказать, там всё элементарно просто, но на практике оказалось, что в первой части экзамена некоторые задания гораздо запутаннее и заковыристее. Кроме знания языка как такого, нужно ещё и быть очень внимательными, не расслабляться, составители заданий постарались внести в них элементы запутывания и проверки нас на прочность )) И вот, час X настал. 8.15 мы были уже в языковой школе, экзамен начинается в 9 часов. Перед экзаменом каждого участника регистрируют и выдают специальный код с числом. На экзамене не фигурируют фамилии, только закреплённые за участниками числа. Всего на экзамене было 30 человек. Публика была очень разношёрстная. Кроме нас из РФ было ещё 2 человека, остальные – вьетнамцы, албанцы, украинцы, индус, грек... Нас разбили на 2 группы, каждая группа сдавала экзамен в отдельной аудитории. Каждый участник должен был сесть на место с числом, соответствующим присвоенному ему при регистрации. На столе уже лежали карандаши и ластик. Кроме них на столе должны быть ещё паспорт и выданный номерок. Всё. Никаких сумок, тетрадей, книг и т.д. С нами в аудитории находится только экзаменатор. Она подробно объясняет технические моменты экзамена, перед каждой его частью раздаёт листы с заданиями и листы для ответов. Первая часть экзамена – чтение. Она состоит из 4-х заданий. Нужно правильно ответить на вопросы, выбрав утверждения, соответствующие текстам + правильно вставить слова в текст письма E-mail. На эту часть даётся 20 минут. Это выглядит примерно так (примеры заданий из брошюры). Мой совет, основанный на практике. Сосредоточьтесь именно на вариантах ответов к вопросам, их всего 4 по каждому вопросу. Я тест целиком, практически, и не читал. Просматривайте каждый вариант и смотрите есть ли это утверждение в тексте. Покажу на простом примере. Как видим, нас спрашивают: «Какая информация правильная» согласно тексту. Текст не читаем, это ни к чему, сразу смотрим варианты ответов – А) можем курс иметь 5 недель – сморим на текст, там 2,3,4 недели, значит этот вариант отметаем сразу; В) до той автошколы можем ходить зимой, переводим взгляд на текст – видим, что ходить туда можем только в июле, августе и сентябре. Понятно, идём дальше. С) в автошколу можем ходить в июне. С предыдущего варианта мы уже знаем, что это не так, в текст даже не смотрим. Остаётся только вариант D, но на всякий случай сверяем его – до автошколы мы можем позвонить по телефону – да, всё верно, телефон там есть. Таким способом, мы сберегаем для себя драгоценные минуты, которые могут нам понадобиться на более сложных вариантах. Вторая часть – то же самое, но текст уже будет не перед глазами, его нужно слушать, для кого-то это будет сложнее. Эта часть называется восприятие текста на слух. Слушаем аудиозаписи текстов или диалогов и, опять же, выбираем правильные ответы к вопросам. Эта часть длится 35 минут. Каждый текст слушаем 2 раза. Как бы ни казалось, что эти первые две части очень просты и легки и пройти эти тесты, выбрав один из вариантов ответов, не составит особого труда, как раз в них и кроются разные подвохи, нужно быть начеку. Казалось бы, очевидный на первый взгляд ответ может быть ошибочным, нужно внимательно просматривать и анализировать каждый предлагаемый ответ. Да, большинство заданий, действительно, простые, но есть среди них и те, на которых просто застопориваешься. Нервы и волнение, когда переживаешь хватит ли времени, могут только всё испортить. Торопиться и паниковать не надо. Времени дано достаточно, чтобы даже потом всё перепроверить. У меня, например, в первой части осталось 5 минут и я спокойно «прошёлся» по всем заданиям снова. Ну а аудиозаписи нужно просто внимательно слушать, предварительно обязательно(!) просмотрев варианты ответов, чтобы иметь представление, о чём будет идти в тексах или диалогах речь, и услышать правильный вариант. Не советую отвлекаться на других участников экзамена и пытаться у кого-то подсмотреть ответы, - во-первых, потратите на это драгоценные минуты, а во-вторых есть вероятность, что тот, у кого вы пытаетесь списать, отвечает не верно. Лучше сосредоточьтесь полностью на тексте, который перед вами (в первом задании) или который звучит во втором. Ещё один важный момент. Отмечать правильные ответы нужно только в листах для ответов, ни в коем случае не на самих листах с заданиями. Даже, если вы всё правильно ответите, такие ответы не будут засчитаны. Знаю такие случаи, когда люди из-за волнений забывали об этом. Третья часть экзамена – письменная. Там всего 2 задания и на них отводится 15минут. Первое – заполнить формуляр по вводным данным. Здесь нужно просто аккуратно переписать, ничего более. Но здесь не допускаются никакие ошибки, чарки и гачки все должны быть на своих местах. Второе задание – написать E-mail по предложенной ситуации, что вы не можете прийти на встречу, почему не можете прийти и перенести встречу на другой день. Ситуация указана в виде рисунка. Это могут быть совершенно разные ситуации – у вас заболел ребёнок, вы сами заболели, забыли ключ от квартиры, стоите на дороге возле сломанного автомобиля, проспали, опоздали на электричку или автобус и т.д. и т.п. Нам досталась картинка с человеком с гипсом на ноге. Текст письма должен содержать не менее 20-ти слов. Для меня никаких сложностей эта часть не вызвала, т.к.часто пишу чехам-партнёрам эл.письма. Тем, кто не имеет практики письма и ни разу не писал на чешском, тому это задание покажется, конечно, сложным. Мой совет. При подготовке к этой части экзамена просто составьте шаблон, в который нужно будет потом вставить причину по картинке. Этот шаблон нужно многократно написать, пока не будет он получаться у вас до автоматизма. Ну и проработать различные ситуации и тоже их прописать. Дальше – томительные пол-тора часа ожидания. Можно было покинуть здание школы, где-то пока погулять и к 12-ти часам прийти на оглашение результатов и, кто прошёл, - для сдачи устной части экзамена. Но никто нам списком сразу результаты не огласил. Просто начали вызывать, начиная с 1-го номера – кого-то в аудиторию для сдачи устного экзамена, а кого-то – в канцелярию, где давали бумажку с указанием, что экзамен он завалил. У всех участников на лице было написано переживание. Несдавших оказалось достаточно много – порядка 8-10 человек, это 30% от числа всех участников. У меня был номер 16, у жены – 19. Так что нам пришлось подождать нашей очереди. Внутренняя уверенность, что мы прошли, была, но всеобщее волнение и напряжение всё равно, так или иначе, передавалось и на нас. Всё прошло в результате благополучно, наши номера были объявлены для захода в аудиторию. В аудитории, кроме сдающего экзамен находятся 3 экзаменатора. Одна сидит перед вами, именно с ней нужно беседовать и именно ей отвечать, сбоку сидят ещё две, в процессе беседы они делают себе пометки, оценивают вашу речь. Надо сказать, на этой части экзамена я абсолютно не волновался, отвечал спокойно, уверенно. Всё очень просто, ничего сверхъестественного. Сначала экзаменатор задаёт простые бытовые вопросы – откуда вы, что делаете, что обычно едите на обед, что любите делать и т.д и т.п. Вопросов этих не много (3-4), всё зависит от того, насколько уверенно вы отвечаете. Далее нужно отвечать по разным картинкам. Всего вам покажут 5-6 картинок с разными ситуациями. На одной будет день недели и число, нужно их озвучить, на другой – стоимость какого-то продукта, билета или вещи, нужно правильно произнести цифру. Далее, картинка с вещами, продуктами или предметами интерьера, нужно их назвать согласно той ситуации, которая указана на картинке. Отвечать нужно целым предложением, не отдельными словами. Далее, картинка с ситуацией, которую вы должны озвучить. Ситуации могут быть разные. Мне, например, попалась картинка с девочкой, которая подаёт женщине фотоаппарат. Ну и, наконец, картинка с ситуацией, где кто-то кому-то что-то говорит, вы должны это озвучить. У меня, например, был нарисован мужчина в кресле, он держится за зуб и говорит супруге, я должен сказать по ситуации, что конкретно он говорит. Вот и всё, можно выдохнуть. На этом экзамен закончен. Нам осталось только зайти в канцелярию и получить сертификат. Этот сертификат будем прилагать к документам на сдачу в МВД для получения ПМЖ. Подводя итог, хочу сказать, что в целом экзамен не сложный. Если вы действительно прожили в Чехии 5 лет, то словарного запаса, который так или иначе накопился за эти годы, должно хватить с лихвой. + к этому подключить свою внимательность, и всё будет в порядке! Желаю удачи. Кому нужно, могу отдать брошюры с дисками для подготовки. Если есть вопросы, пишите в комментариях. Как принято на моём сайте уже по сложившейся доброй традиции, ответы не заставят себя долго ждать. | |
Категория: Мои статьи | Добавил: elsaol (14.09.2014) | |
Просмотров: 10373 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |